Персональный сайт Ивана Антоновича Слюсарева
Вторник, 27.10.2020, 17:11
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наши опросы
Согласны ли Вы с мнением автора, которое отражено в данном труде?
Всего ответов: 14

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

С. И. Авербух

Окончил исторический факультет Харьковского

государственного университета, заочную аспирантуру

Ленинградского отделения Института этнографии

Академии Наук СССР,

Действительный член географического общества СССР (Ленинград). Историк. Журналист.

 

«Пятое Солнце»,

или

Все врут календари?[1]

 

Сегодня, когда «будильник», созданный майя, готов зазвонить[2], популярная литература и ретивые журналисты попугивают читателя зловещей датой, известной из календаря древних майя или приписанной ему – 23 декабря 2012 года, когда наступит закат Пятого Солнца и «конец света». Но так ли это?

 

I

Кто они?

 

Майя неведомо откуда явились. Неведомо когда, почему и куда внезапно ушли[3]. Что означает их обозначение – этноним или прозвище[4]?..

Кто они – племя, народ, этнос? Каково их место в цепи сменяющих один другого ольмеков, сапотеков, тольтеков, ацтеков (=астеков)? Являются ли они созидателями – преемниками – передающим звеном культуры? Откуда и на каком уровне культуры явились? Когда и куда, причем, как полагают, неожиданно и целиком, исчезли? Как и почему в примитивном (или таким представляющемся нам) обществе могли родиться или сохраняться великие знания астрономии и счисления времени?

Расхожее мнение, высказанное Михаилом Булгаковым, о том, что «рукописи не горят», имеет к майя отдаленное отношение. Испанские завоеватели сожгли почти всё их письменное насление. Остались лишь фрагменты четырех рукописей. По словам Ю. Кнорозова, «кратки и монотонны, они не летописи, но только справочники сельских жрецов»[5]. Все же, по мнению Ю. Кнорозова, они дают «богатый материал для изучения культуры майя»[6].

 

II

Памяти Ю. Кнорозова

 

Юрий Валентинович Кнорозов – доктор исторических наук, лауреат Государственной премии, научный сотрудник Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР. Он известен, прежде всего, опытом дешифровки письменности майя. Параллельно с ним (о контактах у нас сведений нет) работали сотрудники Сибирского отделения АН СССР (60-70-е годы ХХ в.). Их достижения, подтверждающие или опровергающие метод Ю. Кнорозова, нам неизвестны.

Метод Ю. Кнорозова получил негативную оценку американского ученого Э. Томпсона, но это не умалило роль и место нашего исследователя в изучении культуры майя.

Об этих достижениях подробно и обстоятельно рассказал в своей книге о майя В. Кузьмищев[7]. О них можно судить и по многочисленным монографиям и статьям Ю. Кнорозова[8].

В своих работах он не обошел календарь майя, прорицание жрецов, но нигде не упомянул о злополучной дате «конца света». Не знать о ней он не мог, но также не мог не принимать во внимание идеологические установки 1960-70-х годов: нельзя было «пугать» предвестием «конца света» (пусть и недоказуемым) строителей светлого будущего. Не упоминает о «конце света» и В. Кузьмищев, да и другие авторы, рассказывающие о майя.

Более того, в работах по календарю майя Ю. Кнорозов проводит удобную тогда идеологическую канву. В календаре он усматривает общественно-политические, но не религиоз­ные и пророческие категории. Например: «…52-летний цикл [календаря] был задуман, несомненно, как новое орудие политической борьбы, … [как] широкие возможности для жреческой пропаганды в пользу продления срока власти должностных лиц…», «необходимость связать прошедшую и будущую историю с 52-летним циклом, коль скоро он имел очень важное политическое значение»[9].

В постсоветское время он смог бы написать о календаре иначе, но его работы этих лет нам неизвестны.

Определение «смог бы» мы употребили намеренно. Смог бы, но не сделал.

Г. Ершова включает (не указывая дату) схему календаря майя, предложенную Ю. Кнорозовым[10]. «Злополучного дня» нет и здесь.

 

 

«Легендарная» эпоха

 

5041738 г. до н. э.

0.0.0.0.0.0.0.0

5 Ахав 8 Йашкин

Копан, стела 16. Так называемая «нулевая» дата хронологии майя. Дата представляет собой чисто теоретический расчет от Начальной даты.

3113 г. до н. э.

1.11.19.0.0.0.0.0

4 Ахав 8 Кумху

Начальная дата хронологии – прецессионный сдвиг восхода Солнца из полосы Млечного Пути в весеннее равноденствие.

2360 г. до г. э.

1.18.5.3.6.12

13 Кими 19 Кех

Паленке, Храм Солнца

2360 г. до г. э.

1.18.5.4.0

1 Ахав 13 Мак

Паленке, Храм Лиственного креста.


«Ольмекская» эпоха

 

354 г. до н. э.

7.0.0.0.0

10 Ахав

354 г. до н.э. 7.0.0.0.0 10 Ахав. Начало исторической эры. До конца 8000-летия (1.12.0.0.0.0.0.0) остается ровно 13 циклов по 400 лет.

291 г. до н. э.

бактун 7

 

Стела Е, фрагмент в виде эпи-ольмекской маски, дата в стиле Долгого счета в черточках и точках.

Три стелы, обнаруженные в Чьяпасе и Гватемале, с надписью, похожей на Длинный Счет. Во всех трех случаях просматривается надпись «бактун 7».

38 г. до н. э.

7.16.0.0.0

4 Ахав

 

37 г. до н. э.

7.19.15.7.12

12 Эб

Стела 2 из Абах-Такалик.

37 г. до н.э.

7.19.(15.7).12

7.?.?.?.?

12 Эб

Стела 1 из Эль-Баул.

Стела 2, Санта-Маргарита, Коломба.

36 г. до н. э.

 

 

Стела 2 из Чьяпаса-дель-Корсо.

32 г. до н. э.

(7).16.6.16.18

6 Эц’наб

Стела С из Трес-Сапотес.

 

Раннеклассический период

(Чиканель)

 

140 г.

8.5.0.0.0

12 Ахав 13 К’анк’ин

Сосуд из Вашактуна.

143 г. 21.05

8.5.3.3.5

13 Кан 3 К’айяб

Стела из Мохарры.

150 г.

 

 

Стела 11 из Каминальгуйу.

156 г. 13.07

8.5.16.9.7

5 Маник 15 Поп

Стела из Мохарры.

158 г.

8.5.18.4.0

7 Ахав 3 К’анк’ин

Стела 25 из Наранхо.

159 г.

8.6.0.0.0

10 Ахав

 

162 г.

8.6.2.4.17

8 Кабан

Фигурка из Сан-Андрес де Туштла.









 

Диего де Ланда, францисканский монах, вошел в мировую историю как инициатор или прямой участник публичного сожжения известных ему рукописей майя. В советской литературе у него не было иного эпитета, кроме как «фанатик» и «мракобес»[11]. Ю. Кнорозов берет его под защиту. Для него Диего де Ланда – умный, добрый, честный и очень храбрый человек, «… исчезает клеветническая легенда о «мракобесии» и «пара­доксальности» личности францисканца»[12].

Однозначная оценка монаха едва ли возможна. Он сжег рукописи, но сохранил фрагменты четырех из них. Изучал, составил первый из известных переводов, написал книгу о майя – труд о истории, религии майя и их жизни в годы появления испанцев.

В какой-то мере можно соглашаться и с оценкой Ю. Кнорозова.

Ю. Кнорозов – наш земляк. Его не забыли включить в книгу «100 знаменитых харьковчан». Естественно, каждый в Харькове, пишущий о майя, не может не упомянуть имя ученого.

 

III

Одержимые счетом

 

Майя оставили бесценное наследие. Прежде всего, рукописи и надписи. В том числе и те, где речь идет об исчислении времени и составлении календаря. Не уничтожь эти рукописи де Ланда, представление о календаре майя было бы более конкретным и полным.

В доступной нам литературе нет единого взгляда, объясняющего начала исчисления времени в календаре майя. О мере сложности системы дает представление итоговая таблица, предложенная Э. Джилбертом и М. Коттереллом:

9 – священное число майя; все остальные числа, кроме 260, имеют отношение к 9.

160 – год майя и число, имеющее отношение к различию в обращении полярного и экваториального солярного регионов. Через 260 дней П = 9,729°,
Э = 0.

360 – основа системы чисел майя.

144 000, 7200, 360, 20 – основные циклы самой числовой системы у майя.

68 302 – цикл пятнообразовательной деятельности Солнца, вычисленный на компьютере.

68 328 – тот же цикл, вычисленный индейцами майя с помощью наблюдений за обращением Венеры.

1 366 040 – 20 указанных обычных солнечных циклов, или 1 цикл, чреватый магнитным сдвигом (при вычислении на компьютере).

1 366 560 – 20 обычных солнечных циклов у майя, или 1 цикл, чреватый магнитным сдвигом (получен с помощью умножения числовых систем на 9). Это – «сверхчисло» «Дрезденского кодекса».

1 359 540 – надпись на Храме Креста. Это число позволяет скорректировать периоды, вычисленные с помощью наблюдений за Венерой до более точных (согласно компьютеру), соответственно 68 302 или 1 366 040.

1 136 656 000 = 100 периодам деструкций. Применение этой величины давало возможность оперировать более крупными цифрами при необходимости иметь дело с циклами, большими, чем 144 000. 152 000 или 57 600 000 – числа, использованные для преодоления несовершенств вычислительной системы. Это достигалось с помощью модификации «десятичной» системы и факти­ческого применения десятичной.

1 872 000 = 360×260×20; 1 872 000 – 1 366 560 = 505 440 = 7,4 солнечного цикла. Значит, число 1 872 000 – 1/5 часть более длительного периода.

9 360 000 = 5×1 872 000 = 9,729729° от Большого цикла майя.

9 360 260 = П = Э = З = «нейтральной полосе» = 1 большому циклу, или циклу прецессии, которая является показателем полярного сдвига, или вобуляции[13].

Все это без телескопа и компьютера!

... Далее ››


[1] Публикуется по изданию «Колосья нивы Слобожанской». – Харьков: Сага, 2009.

[2] Джилберт Э., Коттерелл М. Тайны майя. – М., 2001. – С. 12.

[3] По некоторым данным в Гватемале и на Юкатане миллионы людей называют себя потомками майя. (См.: Рус А. Народ майя. – М., 1986.)

[4] Коттерелл М. Сверхбоги.  – М., 2004. – С. 54-56. (Объясняет название «майя» санскритским словом «майя» («иллюзия»)).

[5] Кнорозов Ю. Иероглифические рукописи майя.  – Л., 1975. – С. 3.

[6] Там же.

[7] Кузьмищев В. Тайна жрецов майя.  – М., 1968.

[8] Кнорозов Ю. Иероглифическая письменность майя.  – Л., 1975.

[9] Кнорозов Ю. Заметки о календаре майя // Советская этнография. – 1971. – №3. – С. 33, 37.

[10] Ершова Г. Фрай Диего де Ланда. Древние майя. – М., 2000.

[11] Кузьмищев В. Тайна жрецов майя. – М., 1968.

[12] Кнорозов Ю. Предисловие // Ершова Г. Фрай Диего де Ланда. Древние майя. – М., 2000. – С. 10.

[13] Публикуется по изданию «Колосья нивы Слобожанской». – Харьков: Сага, 2009. – С. 322-323.

 

<< пред.  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12
 
 
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Sherstyuk Art Media Corp. © 2020 Хостинг от uCoz
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru