Персональный сайт Ивана Антоновича Слюсарева
Суббота, 20.04.2024, 15:52
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наши опросы
Согласны ли Вы с мнением автора, которое отражено в данном труде?
Всего ответов: 14

... ‹‹ Назад

Схема приводила майя и их исследователей к пугающим результатам.

Э. Джилберт, М. Коттерелл: «По прошествии Большого цикла должен наступить конец цивили­зации»[14].

М. Коттерелл: «Майя исчезли [!] через 1 366 040 дней после того, как начался их календарь. Солнечное магнитное поле совершило инверсию в 3113 г. до н. э., и это случилось снова в 627 г. н. э. … это привело к снижению уровня рождаемости, … ледниковые мини-эпохи стали причиной засухи и падения урожайности на землях майя [а на других? – С.А.]. К 750 г. н. э. майя окончательно покорились воле небес [т.е. исчезли?]»[15].

Схема отчасти надуманна, отчасти условна. Не случайно Э. Джилберт и М. Коттерелл, подводя итог, замечают: «Всякий раз, при рациональных интерпретациях, я натыкался на недостающую [или недостаточную? – С.А.] информацию»[16].

Г. Хэнкок предлагает: «Рассмотрим теперь так называемый «длинный счет», венчающий календарную систему майя. Эта система расчета дат выражает веру во всеобщую цикличность, свидетельством чего являются повторявшиеся в прошлом акты творения и разрушения. Согласно майя, нынешний Великий цикл начался во тьме 4 Ахау 8 Кумку (13 августа 3114 года до н. э.). Как мы уже знаем, считается, что цикл закончится посреди всеобщего разрушения 4 Ахау 3 Канкина (23 декабря 2012 года). Задача длинного счета – зафиксировать, сколько времени прошло с начала текущего Великого цикла, как утекают один за другим 5125 лет, отпущенные нашему сегодняшнему миру»[17]. Он же и делает осторожный вывод: «По крайней мере, так думали майя»[18].

Исчисление времени, календарь, какими бы странными они нам не показались, были обусловлены несколькими обстоятельствами:

– Скудость бытия делала людей безразличными к вопросам жизни и смерти. Жизнь не имела значения. Отсюда массовые человеческие жертвоприношения. При игре с мячом капитан команды-победителя собственноручно сносил голову капитану проигравшей команды[19]. Иного юношу отсылали вестником к богам. Для этого его, привязанного к столбу, пронзали стрелами насмерть[20].

– Генетическая память о какой-то изначальной для майя природной катастрофе рождала страх ее очередной неотвратимости и попытки отдалять. Между тем, Пятое Солнце – эпоха, в которую жили майя, – старилось. Его лик изображали стареющим, морщинистым. Отсюда попытки его омолодить, продлить его жизнь. Реаль­ностью становились жертвоприношения: на вершине пирамиды жрец обсидиановым ножом вспарывал грудь пленным, вырывал сердце и еще живое подносил Солнцу. Нельзя сказать, родился ли этот обряд у майя, или заимствован ими у ацтеков и доведен до полного изуверства.

Ацтеки обожали одеваться в кожу, содранную с принесенных в жертву. Испанский миссионер Бернардино де Саагун посетил вскоре после конкисты одну из таких церемоний: «Жрецы свежевали и расчленяли пленников; затем они смазывали свои обнаженные тела жиром и натягивали снятую кожу на себя… Оставляя за собой следы крови и жира, эти люди носились по городу в своей омерзительной одежде, нагоняя на встречных ужас… Ритуал второго дня включал каннибальский пир в семье каждого воина».

Свидетелем другого массового жертвоприношения был испанский летописец Диего де Дуран. В этот раз жертв было столько, что их кровь, стекавшая по ступеням храма, «образовывала на земле целые лужи». В целом, по некоторым оценкам, в начале XVI века число человеческих жертв в империи ацтеков достигало 250 тысяч в год.

Какую цель преследовало это маниакальное душегубство? Согласно утверждениям самих ацтеков, это делалось, чтобы задержать наступление конца света»[21].

– Деформация мозга (=мысли?). Головку новорожден­ного сразу же зажимали между двумя дощечками таким образом, что по прошествии двух дней кости черепа навсегда деформировались и становились плоскими[22]… Вероятно, это оказывало влияние на работу мозга[23], как и употребление «сомы» древними хинду…

Есть и реальные возможности обосновать мрачные предсказания майя. По меньшей мере, двумя аргументами:

1) Явления, относящиеся к влиянию Солнца и земным процессам. Они – причина тех гигантских катастроф, которые пережила Земля и о которых вещают прорицатели. Вопрос о том, откуда майя (и их наследники ацтеки) об этом знали, не имеет ответа. Из источников известно только, как майя и ацтеки выразили свое знание. В частности, Г. Хэнкок передает это знание, цитируя (в пересказе) «Ватикано-Латинский кодекс»:

«Первое Солнце, Матлактли Атль: продол­жительность 4008 лет. Те, кто жил в это время, питались водяной кукурузой ацитцинтли. В эту эпоху жили великаны.

…Само название Матлактли Атль (Десятая Вода) символизирует гибель Первого Солнца от разрушительной воды. Этот потоп (Апачиоуалицтли) явился результатом непрерывного дождя. Люди превратились в рыб. Одни говорят, что от потопа спаслась единственная пара людей, благодаря стоявшему на берегу старому дереву. По словам других, спаслось целых семь пар, которые прятались в пещере до тех пор, пока потоп не кончился и вода не спала. Их потомки снова заселили Землю и стали почитать их как богов…

Второе солнце, Эхекоатль: продолжительность 4010 лет. Жившие в это время питались дикими плодами акоцинтли. Это Солнце погубил Змей-Ветер Эхекоатль, и люди превратились в обезьян… Спаслись только один мужчина и одна женщина, стоя на скале…

Третье Солнце, Тлейкияуильо: продолжительность 4081 год. Люди – потомки четы, пережившей Второе Солнце, питались фруктами цинкоакок. Это Третье Солнце погибло от огня…

Четвертое Солнце, Цонтлилик: продолжительность 5026 лет… Люди погибали от голода, который пришел вслед за морем крови и огня…»[24].

Начало нашей эпохи, или эпохи Пятого Солнца, ознаменовано в календаре майя «рождением Венеры» 12 августа (?) 3114 г. до н. э. От этого рождения прошло 1 366 560 дней, что соответствует 750 г. н. э., времени исчезновения майя[25].

Попробуем сопоставить календарь майя с исчис­лением времени у древних хинду. Общий источник возможен, но его истолкование различно.

Течение времени у хинду – циклы без начала и без конца. Невероятные для уразумения цифры подчер­кивают бесполезность и бессмысленность счета, а также иллюзию понятия «время»[26].

У майя наоборот. Расчеты основаны на знании астрономии и науки о земле. Есть точная привязка ко времени, но никаких других подробностей.

Майя проследили время до немыслимых пределов, но никто не ведает о времени после Пятого Солнца. По словам Томпсона, одного из самых известных исследователей культуры майя: «В схеме майя дорога, по которой шагало время, настолько далеко протянулась в прошлое, что человеческий разум не в силах оценить этой протяженности. Однако майя без колебаний двинулись по этой дороге в поисках ее начала. На каждом этапе этого пути открывается новый вид в прошлое; столетия сливаются в тысячелетия, те – в десятки тысяч лет, по мере того как неутомимые исследователи все глубже и глубже погружаются в прошлое. На стеле в Кириге (Гватемала) обозначена дата, удаленная от нас в прошлое на 90 миллионов лет; на другой – на 300 с лишним миллионов лет. Причем здесь указаны реально вычисленные дни и месяцы, совсем как у нас, когда мы вычисляем по своим календарям, на какие дни и месяцы приходилась Пасха в разные времена в прошлом. Голова кружится от таких астрономических цифр…»[27].

Просчитали бы на 200 миллионов лет вперед!

 

IV

Четвертого Ахау третьего Канкина,

то есть 23 декабря 2012 года

 

«Согласно майя, нынешний Великий цикл начался во тьме 4 Ахау 8 Кумку (13 августа 3114 года до н. э.) …цикл закончится посредине всеобщего разрушения 4 Ахау 3 Канкина (23 декабря 2012 года)…»

Так картинно и пугающе Г. Хэнкок пересказывает итог «Длинного счета» календаря майя. Такой приговор нашей цивилизации автору или редакции русского перевода следовало сопроводить указанием на источник и дать ему посильный комментарий.

Это не сделано, быть может, для усиления эффекта. Нет и пояснения, что означает «во тьме веков» и «всеобщего разрушения». Есть, впрочем, смягчающая оговорка: «По крайней мере, так думали майя»[28].

Книга Г. Хэнкока издана в 1995 году, хотя была написана раньше, а перевод на русский язык опубли­кован в 1997 году. Другими словами, до предсказанного «всеобщего разрушения» еще оставалось время. Но каково нам, живущим в преддверии предсказанного события?

Свидетельство, обнаруженное в Интернете, содержит указание на источник и больше запутывает, чем разъясняет:

«В Антропологическом музее в Мексике хранится знаменитый ацтекский календарный «Камень Солнца» – огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 метра и весом 24,5 тонн. Раньше он был цветной. Он отражает представления древних о далеком прошлом. В центре камня изображен Тонатиу Майя – бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырех предшествующих эпох.

Солнечный камень на языке символов говорит нам, что каждая эпоха имела своего бога, что за четыре предыдущих эпохи сменились четыре человеческие расы, прежде чем появились современные люди. Все предшествующие культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали о том, что произошло.

Первое Солнце длилось 4008 лет и было разрушено землетрясениями и съедено ягуарами.

Второе Солнце длилось 4010 лет и было уничтожено ветром и его яростными циклонами.

Третье Солнце длилось 4081 год и было уничтожено огненным дождем, пролившимся из кратеров огромных вулканов.

Четвертое Солнце длилось 5026 лет и пало от воды, залившей все вокруг в гигантском наводнении.

Затем родилось Пятое Солнце, которое светит нам сегодня. Оно известно как «Солнце Движения», т.к. по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого все погибнут.

Анализируя мифы о гибели четырех Солнц, ученые находят прямые аналогии с некоторыми природными катастрофами. Когда же в таком случае следует ожидать великой подвижки земли, которая послужит концом Пятого Солнца?

Жрецы считали, что скоро, так как Пятое Солнце уже очень старое и приближается к концу своего цикла…»

Однако здесь не указано, кто, где и когда обнаружил камень. Считать ли ацтеков составителями надписи или переписчиками? Кто автор за шифровки? Есть ли параллели к этому тексту?

Сделаем попытку рассматривать предсказание календаря майя с нескольких позиций.

1. Календарь майя не был стабилен по времени и месту. Ю. Кнорозов нашел в нем четыре реформы и региональные различия[29]. Способы дешифровки иероглифов не получили единого признания. Дешиф­ровка, предпринятая Ю. Кноро­зовым, в доступных нам работах не упомянута, а сам он свой метод дешифровки не огласил[30]. Итак, дата, упомянутая Г. Хэнкоком, – не абсолютная истина.

2. Известно много предсказаний «конца света». Древних и новых. Западных и восточных. Все они завуалированы и неконкретны. Пророчество календаря майя указывает конкретную дату без указания на масштаб – вселенский, планетарный, региональный. Следовательно, и в этом отношении календарь майя достаточно абстрактен.

3. Вместе с тем, предсказание майя как будто получает поддержку достижениями мировой науки, катаклизмами нашего времени. Поэтому календарь майя нельзя принимать во внимание вне привязки к месту, времени и обстоятельствам.

Но так или иначе, неизвестным остается характер предсказанной катастрофы. Быть ли ей вселенской, планетарной, региональной? И главное: кто и каким способом «привязал» дату к современному европей­скому календарю – с точностью до одного дня? (К слову, в литературе можно встретить и «25 декабря», и даже «2011 год»).

Без ответа на все эти вопросы прорицание майя становится в один ряд с теми многими предсказаниями, которые сопровождают человечество с библейских времен.

 *       *       *

Приближение пугающей даты «декабрь 2012» вызывает сегодня вал научных, а также околонаучных рассуждений и домыслов. Таковыми мудрствованиями иные исследователи уподобляются обитателям острова Лапуту, которых посетил свифтовский Гулливер.

Большинство рассуждений и домыслов ограничи­ваются представлениями о природных катаклизмах. Между тем, есть также основания думать (и сведения об этом встречаются), будто декабрь 2012 года попросту обозначит переход человека и человечества на новый этап развития. Обе версии укладываются в систему древнеиндийской философии санкхья: учении о непрерывном движении (сплетение – расплетение) трёх гун (в буквальном переводе нитей).

Это указывает не на конец света, а на его безначальное и бесконечное изменение-обновление. Следовательно, нет необходимости как запугивать людей грядущей катастрофой, так и оболванивать их потоком информации.


[14] Публикуется по изданию «Колосья нивы Слобожанской». – Харьков: Сага, 2009.С. 327.

[15] Там же.С. 286.

[16] Там же.С. 328.

[17] Хэнкок Г. Следы богов. – М., 1997. (Год издания оригинала – 1995).

[18] Там же. – С. 159.

[19] Кузьмищев В. Публикуется по изданию «Колосья нивы Слобожанской». – Харьков: Сага, 2009.

[20] Г. Ершова приводит образцы поэзии майя, в том числе с подобными сценами.

[21] Хэнкок Г. Публикуется по изданию «Колосья нивы Слобожанской». – Харьков: Сага, 2009. – С. 92.

[22] Ко М. Майя. – 2001. – С. 188.

[23] В. Кузьмищев видит в этом обряде только путь осуществления тогдашней моды на вытянутый череп.

[24] Публикуется по изданию «Колосья нивы Слобожанской». – Харьков: Сага, 2009. – С. 150.

[25] Джилберт Э., Коттерелл М. Тайны майя. – М., 2001. – С. 288.

[26] См. статью «Вечное Теперь» данного сборника.

[27] Хэнкок Г. Следы богов.  – М., 1997. – С. 151.

[28] Там же.

[29] Кнорозов Ю. Заметки о календаре майя // Советская этнография, 1971, №3.

[30] Кнорозов Ю. Иероглифическая письменность майя.  – Л., 1975.

 

<< пред.  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12
 
 
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Sherstyuk Art Media Corp. © 2024 Хостинг от uCoz
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru